Как выбирать маркетолога?

Как выбирать маркетолога?

За последние десять лет маркетинг стал одной из самых престижных профессий в России. Государственные и частные вузы, всевозможные курсы и семинары выпекают специалистов-маркетологов как булочки — все они хрустят корочками дипломов и сертификатов, призывно пахнут свежими знаниями и просятся в штат вашей фирмы. Кого выбрать? Поразмышляем.

Образование

Государственный диплом столичного вуза гарантирует прекрасное образование. В таких вузах есть своя научная школа, свои рейтинговые преподаватели, современные методики обучения. У выпускника хорошая теоретическая база, но мало практических навыков. Диплом коммерческого столичного вуза, где чаще всего подрабатывают маститые практики из крупных рекламных агентств, отражает перекос учебного плана в другую сторону. Такой вуз дает выпускнику минимум теоретических знаний и очень много анекдотов из практики российского маркетолога и рекламиста.
Все провинциальные филиалы столичных государственных и коммерческих вузов похожи друг на друга как сиамские близнецы. Кастрированная учебная программа впихивается в студентов пропорционально произведенной оплате. Нестыковки в преподавании предметов и последовательности их освоения никого не смущают. Раз в год может приехать лектор-гастролер. Все остальное время в филиале подрабатывают местные преподаватели, которые за хорошие деньги читают в филиале то же самое, что можно услышать бесплатно на бюджетном отделении, например, экономического факультета УдГУ.

В рекламе, как и в педагогике или медицине, теперь разбираются все. Потому даже в нашем регионе желающий получить знания в этой области выбирает между двумя государственными вуза и парочкой частных. Либо добротная теория плюс практические навыки (как в Институте социальных коммуникаций УдГУ, где специальность «реклама» прошла государственную аттестацию). Либо сплошь практика и развлекаловка при минимуме теории. Качество преподавания и значимость сертификатов всевозможных местечковых колледжей и курсов даже обсуждать не будем.
В целом же, как и в любой другой профессии, все зависит от самого студента. Либо он умеет учиться и собирает свой багаж знаний отовсюду кропотливо и целенаправленно. Либо он только нахватается терминов, уловит некие принципы и будет всю жизнь скрывать свои пробелы в знаниях, декламируя банальности и лозунги, как Остап Бендер. Даже образование по специальности не делает из человека специалиста.

Опыт работы

Маркетинг и реклама настолько конкурентные сферы деятельности, что здесь особенно очевидно: пересказ чужого опыта работы всегда описателен, никаких методик или технологий из него не выудишь. К начинающему работнику на фирме относятся снисходительно, но никогда не помогут. Никто из практиков не хочет воспитывать себе прямых конкурентов.

Присмотритесь к претенденту. Возможно, у него за плечами есть опыт работы в советских еще отделах сбыта. При всей ненормальности социалистического рынка, это была хорошая школа. Главное, чтобы человек хотел развиваться сейчас и осваивать реалии современного рынка. Возможно, претендент пришел в маркетинг или рекламу в перестроечные годы буквально «с улицы», имея только горячее желание заняться чем-нибудь новым. При всей спорности такого опыта, таких людей отличают вера в свои силы и умение адаптироваться в сложных ситуациях. И даже парочка лет в небольшой рекламной фирме или отделе рекламы СМИ тоже кое-что значат. Главное при отборе кандидата на вакантное место — это баланс между образованием и опытом. И, конечно, его человеческие качества.

Коммуникабельность

На собеседовании вы подметили общительность и приветливость претендента? Это еще не рабочие качества маркетолога. Общительность вообще очень дальняя родственница коммуникабельности. Человек действительно, коммуникабелен, если умеет в первую очередь слушать и адекватно реагировать, а уж во вторую очередь — говорить.
Весь фокус в том, что настоящий специалист по маркетингу должен быть суперкоммуникабелен. Он свой среди чужих и чужой среди своих. Маркетолог представляет производителя в стане покупателей и клиентов в стане фирмы. Он должен быстро реагировать на поток информации от производственников и руководства, дилеров и поставщиков, клиентов и журналистов, налоговиков и государственных чиновников. При этом он должен чутко улавливать сигналы из космоса макросреды: политические шаги, экономические реформы, демографические проблемы и культурные тенденции должны подсказывать ему его дальнейшие стратегические действия.

Стратегическое мышление

Очень часто руководитель считает себя главным и единственным стратегом на фирме. Он главный, конечно, но не единственный. Хороший заместитель по маркетингу, начальник отдела маркетинга или даже рядовой маркетолог способен стать на судне фирмы незаменимым помощником капитана. Для этого наш маркетолог должен уметь анализировать и прогнозировать. А это значит, что он должен дружить с социологией, психологией и теорией экономического анализа.

Специалист по маркетингу должен знать методику проведения маркетинговых исследований, уметь составлять анкеты и тесты, структурировать и грамотно сравнивать экономические показатели. Кроме того, он должен уметь абстрагироваться от текучки, вставать по точку зрения прямых конкурентов фирмы и ее клиентов. Прогнозируя развития фирмы, он обязан тщательно перепроверять свои гипотезы. Но все его прогнозы должны содержать в себе кроме логики еще и стремление к рыночному лидерству.

Желание побеждать

Это самое главное качество профессионала! Вам в фирму нужен не тот, кто будет постоянно и аккуратно заштопывать дыры и исправлять ситуацию с продажами, не тот, кто будет сбывать товар под аккомпанемент примитивной рекламы и надувать покупателей. Вам нужен гроссмейстер рыночной репутации и великий маг рекламного искусства. Наличие маркетолога в фирме сразу говорит о том, что она пришла на рынок всерьез и надолго, что она готова сказать свое слово в бизнесе и нести ответственность перед своими покупателями и всем обществом.

В знаменитом бестселлере конца 80-х годов «Как уцелеть среди акул» Харви Маккей написал: «Вы будете удивлены, узнав, как много деловых людей готовы признать свое поражение, даже в тех случаях, когда на карту поставлена сумма в миллион долларов. Постарайтесь не оказаться в их числе!» Маккей вывел магическую формулу успеха: он равен сумме трех слагаемых — упорство, определение цели и сосредоточение усилий. Не смотря на всю разницу между его Америкой и нашей российской провинцией, мы можем согласиться с его формулой. В лидерах регионального рынка мы с вами видим именно те предприятия и фирмы, где работают маркетологи-профи, где сильные маркетинговые службы и хорошо поставлены маркетинговые коммуникации.


Возврат к списку

Контакты

ООО «Завод „Газосвет“» 426000, Россия, Удмуртия, г. Ижевск ул. Красноармейская, 137 Тел. (3412) 51-21-16

Наша продукция

  • «ВТК»
    Цена:
    1 000 000 руб.
  • «Чепецкий Механический Завод»
    Цена:
    850 000 руб.
  • Цирк
    Цена:
    2 500 000 руб.
  • «FUNDER»
    Цена:
    230 000 руб.
  • Автосалон «Мицубиси»
    Цена:
    200 000 руб.
  • «Пермтрансгаз»
    Цена:
    380 000 руб.
  • «Белкамнефть»
    Цена:
    150 000 руб.
  • «Газпром-трансгаз»
    Цена:
    780 000 руб.
  • Магазин «Колорит»
    Цена:
    60 000 руб.
  • Флагман - Дисконт, г.Ижевск, 2013 г.
    Цена:
Посмотреть все работы